Радоница – древнейший праздник, Русская Воля, Москва

Радоница – древнейший праздник!
Когда на Руси появилось христианство, оно хотя и ломало коренные народные обычаи, но в то же время зорко присматривалось к наиболее упрочившимся предрассудкам и старалось осторожно обходить их.
С.Максимов

Одним из древнейших праздников, ведущих свое  происхождение от язычества, на Руси является Радоница (Радуница). На Смоленщине проводится он ежегодно. В 1994 году распоряжением главы Смоленской администрации этот день был объявлен нерабочим. Обратимся к истории Радоницы, которая довольно подробно изучена. Б.А. Рыбаков связывает этот праздник с годичным аграрным циклом, языческим ритуалом похорон. Первый ритуал этого цикла начинается зажиганием костров из соломы в Великий четверг Страстной недели. Вторым идет Радоница -отмечается через 12 дней после костра. Неясна этимология слова «радоница». «Возможно, – пишет Рыбаков, – что первоначально оно было связано с «родичами», «дедами» и лишь впоследствии превратилось в радуницу. А может быть, этот термин как-|то связан с небесным верховным богом Родом».
Историк М. Забылин в исследовании «Русский фольлорный ансамбль: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» отмечал, что во многих славянских и германских землях сохранились следы праздников в честь мертвых. Во времена язычества 1-го марта шли на кладбище в час рассвета и там приносили жертвы усопшим.
А вот как отмечалась Радоница на Смоленщине. Подробно этот обряд описал смоленский этнограф В.Н. Добровольский в областном словаре, вышедшем в 1914 году. «Радоница. Пекут драчену, варят кашу, жарят «яешню», красят яйца, пекут пироги, лепешки или блины (тоненькие из пшеничной муки). Накладывают каши целую чашку, хорошенько помаслят, сверху положат пирог, а в другую чашку кутьи, блинов или лепешек, драчену, яешню, сверху вареных красных яиц; свяжут все тряпкою. Хозяин приготовляет водку; смотря по достаткам – полштофа  или два, а когда родня большая и двор богатый, то и   целую  баклашку,   гарчик,   да   и  отдельно  еще  бутылочку для особенно дорогих или почетных гостей, крепко настоенную стручистым перцем». После совершения  литии   «хозяин  одно   крашеное   яйцо закапывает в землю, христосуется таким образом с умершим, священник уходит, а семья садится вокруг могилы. Хозяин и близкие родные начинают выть по умершим, потом и они садятся вместе с другими. начинают выпивать вотычку, едят все кушанья, которые принесены на могилу. Тут бывают и старцы, и бобылки безродные. Каждый оделяет их всем имеющимся: кушаньем, так и водкою. А потом вздремнувши и потянувшись хорошенько, после непродолжительного сна.  возвращаются домой.  Некоторые еще сидят, разговаривают, проводят время, как дома. Курить не воспрещается. «Покойник любил курить – покурим». Старики и старухи вечером остаются дома, а молодые парни, мужики и бабы, а также девки идут к кабаку, водят хороводы, играют в горелки, поют песни, веселятся, оправдывая таким образом пословицу: «Радоница по обеду плачет, а после обеда скачет». На Радоницу мальчишки борются, пробуют крепость яиц, «играют на убитки».
В наши дни на Смоленщине лития уже не совершается. На кладбище приходят с утра, и обряд проходит до вечера с обязательным расстиланием скатерти или полотенца на могиле, едой, сидением и разговорами. Позднее гулянье с песнями уже не наблюдается.

Л. ЖУРАВЛЕВА

Copyright © 2014 - 2024 Казачий ансамбль «Русская Воля»