Кижские посиделки, Русская Воля, Москва

КИЖСКИЕ ПОСИДЕЛКИ
Еще совсем недавно, лет 60-70 назад, во всем Заонежье жила традиция: по большим праздникам собираться всем крестьянским миром. Почти в каждой деревне была часовня, а значит, свой небесный покровитель. День его поминовения считался праздником всей деревни. Звали в гости на такие «часовенные» праздники всю округу. На Кирика и Улиту ехали в деревню Воробьи, на Петра и Павла съезжались на Волкостров, на Варлаама Хутынского гостили в деревне Подъельники.
На Пасху начиналась служба в летней Преображенской церкви острова Кижи. Всю праздничную неделю подъезжали к острову со всей округи лодки с гостями. Их принимали в каждом доме, потчевали радушно, степенно. Переходя из дома в дом, соседи и родственники пили чай, обменивались новостями. На Пасхальной неделе устраивали для детей и молодежи «зыбели» (качели), после Великого Поста начинали петь песни, водить хороводы. Всю неделю звонили кижские колокола. Деревня пробуждалась для новой, весенней жизни, новых трудов.
Уже трудно представить, что когда-то вокруг острова Кижи бурлила не суетная туристическая жизнь, а крестьянская, со своими строгими правилами и законами, со своим семейным ладом и памятью, когда не только с десяток родственников записываешь в поминальник, а до сорока-пятидеся-ти имен.
Еще в начале XX века только в окрестностях острова Кижи, не считая Сенной Губы, а тем более Великой Губы, насчитывалось сорок две деревни, и жителей там было 2555 человек «обоего пола». Сейчас, пожалуй, только от 16 из этих поселений остались хоть какие-то следы – где дом, где два. Остальные исчезли, а многие успели даже лесом порасти, так что и отыскать трудно, словно и не было тут ничего, не жили люди, не сеяли хлеб, не растили детей, не хранили в памяти песни и обычаи предков.
Когда рассказываешь туристам, что былины, знакомые каждому русскому человеку с детства, были записаны всего в двух километрах от острова Кижи у крестьянина, жившего в XIX веке, то подчас ви¬дишь, как изумляются люди. Оказывается, так близ¬ко к нам, живущим на пороге XXI, нового столетия, эта далекая, казалось бы, история, и имеет она конкретное человеческое имя, а не общее определение – «народ». История страны или маленькой ее части часто складывается из истории отдельной семьи, конкретного человека. Восстановить хотя бы небольшое звено из разорванной цепи истории способны только люди, родившиеся на этой земле и сохранившие в своей памяти ее былой облик, ее былые имена и обычаи.
Сотрудники музея «Кижи» уже много лет ведут кропотливую, неброскую на первый взгляд работу, собирая по крупицам разрозненные сведения по истории кижских деревень и их жителей. Рассказы старожилов дополняются документам и архивов .Постепенно, не сразу накапливался этот материал. В сохранении того немногого, что еще можно отыскать, и видит музей одну из своих задач.
Сейчас в окрестностях острова Кижи осталось очень немного коренных жителей, которые приезжают хотя бы на лето в родные места. Большинству и приезжать уже некуда. Поэтому, возможно, и родилась среди сотрудников музея «Кижи» идея собрать, по традиции, на Пасхальной неделе потомков крестьянских родов.
На первую «пасхальную встречу» пришли 11 кижан: Анна Михаиловна Новгородцева (урожденная Рябини-на) – правнучка сказителя Трофима Григорьевича Рябинина; Анастасия Петровна Рябинина-Андреева -дочь последнего представителя династии сказителей Петра Андреевича Рябинина-Андреева; Мария Петровна Логиневская – племянница последнего кижского священника Михаила Русанова, отец которой учительствовал, а дед был священником в Кижах (к несчастью, дочь Михаила Русанова Мария Михайловна скончалась 2 мая 1994 года); Августа Алексеевна и Галина Алексеевна Петуховы – дочери Алексея Петухова, священника кижского прихода с 1932 по 1937 год, впоследствии репрессированного; Анна Ивановна Малюткина – жительница деревни Войнаволок, передавшая музею подробное описание этого утраченного ныне поселения; Анна Васильевна Мошникова – жительница деревни Ямка на острове Кижи, одна из старейших смотрительниц музея; Анастасия Марковна Багаева из деревни Воробьи, которая также много лет работала в музее Кижи; Екатерина Ивановна Жарникова из деревни Жарниково; Клавдия Константиновна Елизарова, дом которой знает каждый турист, приезжающий на остров; Мария Егоровна Широкова -жительница деревни Посад, от которой было записано много рассказов о старинной заонежской свадьбе, научившая нас, сотрудников музея, старинному, почти совсем забытому танцу «Ланцы». К сожалению, не со всеми, даже известными, кижанами нам удалось связаться, не все смогли прийти на эту первую встречу.
По праздничному пасхальному обычаю были и куличи, и расписные яйца, и чай. Судьба не сводила наших гостей уже много лет, кто-то уже давно живет в Петрозаводске, и тем приятнее было, что стали они вдруг узнавать друг друга: «Анна, ты, что ли? А ведь твой отец был моим крестным!» И когда первое смущение прошло, то, как всегда бывало на семейных застольях, зазвучали песни, старые, долгие, удивительно красивые. И вспомнились совсем вроде забытые куплеты, и разгладились морщины на лицах, по-молодели глаза у наших гостей. И пошли разговоры о том, как раньше встречали в деревне этот праздник, про «зыбели», про то, что «кокались» яйцами только мужики да дети и про то, как правильно это делать…
Огромное спасибо вам всем, откликнувшимся на приглашение музея прийти в гости, вам, научившим нас очень многому – не только старым традициям, но и удивительной житейской мудрости и доброте.
Немногих нам удалось отыскать: жизнь разбросала кижан, увела далеко от родного дома, поэтому вместе с приглашением на праздник сотрудники музея «Кижи» обращаются ко всем, кто ведет свой род из Кижей и кижских окрестностей. Не обязательно это должны быть пожилые люди, их потомки тоже наверняка знают многое о том далеком времени из рассказов старшего поколения, своих родителей и бабушек. Будем ждать ваших звонков на острове Кижи по телефону 1 -93-06. И милости просим в гости.
Светлена ВОРОБЬЕВА для сайта фольклорный ансамбль Русская воля.

Смотреть все Новости