Казачество, Русская Воля, Москва

Зарождение казачества. История формирования казачьего войска.

Происхождение слова «казак» доподлинно неизвестно. Есть множество версий, но большинство ученых склоняется к тому, что это слово тюркского происхождения и означает «легко вооруженный степной конный воин». Слову казак всегда соседствует эпитет «вольный». О происхождении казаков ведутся многочисленные споры. Одни придерживаются версии, что это беглые русские крепостные крестьяне, другие это категорически опровергают. Известно, что на Русь вместе с монголо–татарами шло степное славянское племя Бродники, а хан Золотой орды во время монголо-татарского ига забирал десятую часть русского населения в плен как дань. Селил их хан компактно, не смешивая народ с народом, и использовал их для охраны своих внешних рубежей, налаживания переправ, а в случае войны – как ратников. С падением Золотой орды, вновь образовавшееся Русское Государство стало использовать на своих южных рубежах уже готовые казачьи войска для обороны от южных кочевников. Сначала это выглядело как союзничество. Русские великие князья посылали казакам пшеницу, порох, свинец и другие товары. Казаки за это оберегали границу Русского Государства

21656

Сами русские цари признавали независимость казачества от царской власти. Когда турецкий султан и персидский шах жаловались царю Алексею Михайловичу на нападения и грабеж казаков их земель, царь говорил, что они ему не подвластны. Но постепенно царская власть прибирала к рукам казачьи вольности, что послужило поводом кряду казачьих восстаний, перераставших в крестьянские войны. Самое крупное из них – восстание под руководством Степана Разина – носило явно сепаратистский характер. Поражение Разинского восстания привело к еще большей зависимости Дона от Москвы и уже окончательно казаки были подчинены Петром I. В 1709 году произошло последнее выступление казаков за отторжение Дона от России под руководством Кондратия Булавина. Далее донское казачество стало верно подданническим. Войскового атамана назначал царь. Остальные атаманы, начиная от станичного и заканчивая окружным, были выборными – это была одна из форм древней демократии (демократических республик на территории Руси было две: Великий Новгород и Донское казачество). Вплоть до Разинского восстания на Дону было запрещено распахивать землю и заниматься земледелием. Казак занимался скотоводством, рыболовством, охотой и войной. Когда сыну казака исполнялся один год, его сажали на коня, это был своеобразный обряд, выливавшийся в праздник. К трем годам ребенок уже мог самостоятельно управлять конем. Второй значительный обряд, который отличает казачество от остального русского народа – это проводы в армию. Помимо исполнения всей станицей исторических воинских песен, устраивались скачки на лошадях, джигитовка (акробатические трюки на лошадях, метание пики и др.), рубание лозы, соревнования в стрельбе. Остатки этого обряда сохранились до сих пор.

Служба всегда считалась почетным делом. С превращением казачьего войска в часть царского, казакам было разрешено заняться земледелием. Казак был хозяином на своей земле. Всей станицей решалось, кому сколько земли выделить в надел. Если в семье рождался сын, семья получала земельную прибавку. На дочерей земли не выделяли. Часто казак не управлялся собственными силами со своим наделом и нанимал русских крестьян, приходивших туда на заработки. Но, несмотря на такие привилегии, казак нес и тяжкие обязанности: идти к царю на службу по призыву он должен был на собственном коне, иметь собственную амуницию, упряжь, оружие, что стоило в ту пору немалых денег. И если казак был беден, его снаряжала вся станица вскладчину. За всю жизнь казак призывался три раза на службу, потом уходил в запас. В случае войны снаряжалось войско из служивых и запасников. Полки и подразделения формировались, как правило, в одной местности. Вместе служили соседи, родственники и т.д.,поэтому фольклористы отмечают сходство вариантов песен именно по войсковым округам.

 

 

Статья подготовлена по материалам дипломной работы Натальи Емельяновой (МГУКИ-2009) и  при  помощи  Михаила  Емельянова  (Фольк-артель “Слобода”).