Большинство праздничных русских обрядов и традиций, дошедших до наших дней, имеют глубокие корни, возникшие задолго до принятия на Руси христианства. Древняя Русь являлась аграрной страной, и поэтому большая часть праздников была связана с земледельческим циклом. Сама идея праздновать или отмечать что-либо произошла от коллективного проведения определённых работ. Например, совместная жатва, сенокос, сбор осеннего урожая. Окончание работы завершалось общим застольем и, несмотря на усталость, весельем, танцами и песнями. К зимним празднованиям относят праздник Коляды, святки, Рождество, Новый год по-старому стилю. Время Коляды – это время весёлого распевания по улицам ряженой молодёжью колядок. Ряженые ходили по домам, выпрашивая угощения. В зимние святки молодые девушки собирались в одной избе и гадали на предмет «суженого-ряженого».
Весенняя череда празднований начинается с проводов уходящей зимы, с празднованием Масленицы. Праздничные весенние песни и обряды связаны с радостью от уходящих холодных дней, призывами тепла и света, а также плодородия земле. Все население деревни с народными ансамблями выходило, чтобы церемониально сжечь или порвать чучело Масленицы. Традиционными угощениями в эти дни являлись масленые блины, оладьи, пироги. Из напитков подавался не только чай, но вино и пиво.
После долгого поста люди с радостью воспринимали церковный праздник Святой Пасхи. Он связан с возрождением и омоложением природы. Комнаты в доме украшались молодыми побегами деревьев. В течение недели ходили, друг другу в гости, христосовались, обменивались крашеными яйцами. Парни и девушки водили хороводы, катались на качелях. Окончанием праздника был вторник второй недели, названый родительским днём. Это было время вспоминания умерших родственников, хождения к их могилам на кладбище. Завершалась череда весенних праздников Семиком или Троицей. В Семик незамужние девушки ходили в лес, плели венки и бросали их в реку: пристанет венок к берегу – значит не миновать ей в этом году замужества. Традиционные блюда в эти дни готовились преимущественно из яиц. Вечерами опять молодёжь собиралась возле костров, пели песни, водили хороводы.
Яркие праздники лета – это Ярилин день и День Ивана Купалы. Яриле возносились хвалебные песни, так именно от Его света и тепла зависел урожай. В Купалов день разжигались высокие костры. Традиционное прыгание через них, причем не только молодёжи, символизировало прошение у природных сил высоких хлебов. Ходило поверье, что в ночь на Ивана Купала зацветает папоротник в месте, где зарыт клад. Находилось много смельчаков, отправлявшихся на поиски чудесного цветка.
Осенние праздники связаны со сбором урожая, его переработки, в том числе заквашивание капусты, обработка льна.
Некоторые из традиций и обрядов затерялись во времени, другие претерпели незначительные изменения, а третьи поменяли своё значение на противоположное. Но они остаются всё так же притягательны и дороги русскому народу. По маленьким историческим фрагментам народные ансамбли восстанавливают древние обряды.
Народные ансамбли стараются преподнести своим слушателям, то, что они уже собрали, что для них самих представляет неподдельный интерес.