Не так давно мы стали замечать, что постепенно в своём сознании традиционная культура заполняет определенное место, приобретает особую полноту, имеет ярко выраженные контуры и смысл. Мы понимаем, что возрождение народных ценностей, выступлений фольклорных ансамблей – это не просто дань скоротечной моде, но необходимая потребность, которая со временем стала развиваться вполне планомерно и требует более глубокого детального изучения национального наследия. Развитие уважения к фольклору, владение этими бесценными знаниями и срастание с ними, вот что позволит понять и принять всю сущность нации, её психологический этнос, а также способы её развития.
Отсюда вытекает, что возникновение главных фольклорных школ произошло не в самом центре, то есть в Москве, но в центрах провинциальных. Именно провинции и являются источниками народных традиций. Здесь они не утратили свою оживляющую силу. Людей, которые нашли доброе разрешение этой проблемы, трудно переоценить по достоинству.
Выделяются четыре основных составных деятельности школы фольклора.
- Проведение адресной работы со слушателями курсов повышения квалификации. Ведь пройти обучение приезжают в основном уже зрелые люди, сложившиеся специалисты, которые умеют и мыслить реально и самосовершенствуются. Могут быть самокритичными.
- Изучение на этих курсах культурных, исторических, фольклорных, музыкальных традиций согласно специфическим особенностям репертуара той или местности. При этом опираясь на самобытность этой культуры.
- Приглашать на лекции и семинары лучших преподавателей-фольклористов, при этом практикующих в областях хореографии, народной режиссуре, этнографии, музейному делу, народному костюму и ремёслам. Учащиеся не только слушают материал, но что особенно важно большую часть учебного времени уделяют практической «мастерской» и умению участвовать в фольклорном ансамбле.
- После окончания всего учебного курса предлагается сдать экзамен по теоретическим знаниям, а также продемонстрировать конкретную практическую работу. Например, выткать пояс, сделать куколку в национальной одежде, вылепить глиняную игрушку или выступить с концертной программой фольклорного ансамбля. Особенно высоко оцениваются образцы практики, выполненные по традициям области, являющейся местом жительства самого слушателя школы.
Опыт проведения повышения квалификации по достоинству оценен комитетами по делам культуры и искусства в стране. Надеемся, что он будет полезен не только региону Тверского училища – колледжа культуры и искусства, но и другим областям.