Как прялка и ткацкий стан стали музейными экспонатами, Русская Воля, Москва

MINOLTA DIGITAL CAMERAДвадцать-тридцать лет назад в горнице практически любой крестьянской избы можно было найти, изготовленный кустарным способом, незатейливый ткацкий станок. Но те, кто умел управляться с этим станком, состарились, их становилось всё меньше и меньше. И лишь эти немногие старушки могли смастерить популярные половики – «дорожки» из тонких ситцевых полосок. Особым спросом пользовались такие коврики у иностранных туристов – и раскупалась эта продукция народного творчества, не залёживаясь в сундуках и на полках.

До 1870-х гг., один из распространенных видов крестьянского ремесла – было ткачество. Особенно густо расположено оно было в центре России и на Русском Севере. Мануфактуры, занимавшиеся ткачеством, в это время только-только начинали возникать. В таких условиях домотканое полотно не могло иметь живой конкуренции.

Распределялся товарный промысел по Российским губерниям неравномерно. Вызвано это было природными особенностями основного сырья для ткачества – льна-долгунца. Лен растёт там, где почвы небогаты гумусом, и там где относительно прохладно: в Тверской, Ярославской, Вологодской, Архангельской губерниях. Вот и получалось, что ткачеством занимались в основном, там, где была в изобилии дешёвая льняная пряжа.
Коллективных хозяйств на тот исторический момент не существовало и единственным поставщиками льняного сырья были обособленные крестьянские хозяйства. К тому же лен называли «женской» культурой, так как все работы, необходимые по технологии, выполнялись, в основном, женщинами. Между прочим, своё приданное в традиционный сундук, незамужние девушки собирали изо льна. Или за счет доходов от льняных изделий. Было принято, что отец выделял дочерям под лен землю из своих наделов. Возделыванием льна, а также его обработкой, прядением девушки занимались в свободное время от основной полевой работы и по дому. Едет отец на ярмарку – берёт с собой и льняную дочкину пряжу для продажи, а полученный от этого доход шёл также на приданое.

Для того чтобы из льняного стебля можно было спрясть, растение подвергали тереблению, вымачиванию, сушке и трепанию. Главное было – это освободить волокна от растительной грубой оболочки.
После такой первой обработки льноволокно нужно было спрясть. Прядением  занимались на гребне или на кужеле, который представлял собой небольшую доску: на одном конце вертикально закреплена стойка, верхняя часть которого утолщена и закруглена. Именно на него наматывали льняные повесмы. Если же пряли на гребне – льноволокно начесывали на его зубья. Часто на музейных экскурсиях, выставках представляют прялки или самопрялки, но их в то время употребляли очень немногие. Хотя если судить по найденным остаткам таких прялок на старых деревенских чердаках, то они были весьма распространенным орудием труда, но гораздо позднее. И это не случайно, хотя и гораздо дороже, чем другие прядильные приспособления. В чем же секрет? Просто пряжа с прялки оказывалась гораздо лучшего качества, ровнее. Да и работать на ней получалось быстрее, ссучить пряжу в нитки легче.
Готовую льняную пряжу продавали либо в суровом виде, либо предварительно выбеленную. Но часто её использовали мастера сами на собственноручное изготовление полотна.

swiss bp rolex day date m228206 0027 mens rolex calibre 2836 2813 15mm owns outstanding watchmaking crafts.many years of brilliant creativeness introduced the discount high quality replica watches USA.Что собой представляет ткацкий станок? Многие видели в музеях типичные экспонаты. Станки или станы были стандартным изготовлением кустарного производства.
Завершенная продукция тканья была новина. Её изготавливали длиной около 20 аршинов в течение 4-5 дней. После новину следовало отбелить. Отбеливали её с помощью процесса золения: новину замачивали в большом чугунке с кипятком и золой, выстаивали в печи, выстирывали и снова выдерживали в печи на этот раз в мыльном растворе. Завершающее отбеливание проходило на лугах. Холсты стелили прямо на траву и время от времени смачивали ткань холодной водой. Чтобы этот процесс проходил успешно, требовалось выжидать солнечную погоду, так как отбеливание занимало 15-20 дней.

С ростом мануфактурных производств, кустарные промыслы стали значительно убывать. Крестьяне склонялись к тому, что было более выгодно: продавать необработанный лен, а не самостоятельно производить холсты. Уже в XIX веке в уездном городе появилась льнопрядильная мануфактура – «Рольма». Изменения положения по кустарным промыслам, были отмечены в 1880-х годах земскими статистами в документах тех лет. Фабричные миткаль и ситцы, выработанные мануфактурным путём стали сильно конкурировать с домашней тканой продукцией, если не своей дешевизной, то отчетливостью и чистотою отделки. Низкий заработок кустарей, занимавшихся прядением и сучением ниток, тканьем холстов, колебался от 40 до 4 рублей в год. Гораздо доходнее стало сдавать льноволокно «маякам» или «кулакам». Это были люди, специально занимавшиеся сбором льняного сырья по деревенским хозяйствам. Они же доставляли собранное сырьё на мануфактуру. Сложное и узорное ткачество, становилось занятием исключительно фабричным.
Производство пряжи и домотканых холстов, из которых потом изготавливали одежду, кое-где существовало еще лет пятнадцать-двадцать. Кустарные промыслы – изготовление «дорожек» из нарезанных ситцевых полосок и катушечных нитей бытовало в незначительных размерах. Вот почему именно эти произведения народного искусства так редки и поэтому так ценятся и раскупаются туристами. В настоящее время редкие образцы своеобразного тканого мастерства можно увидеть лишь в музеях, да и то только в тех которые практикуются на древних крестьянских промыслах.

Фольклорные ансамбли активно используют в своих выступлениях в качестве актёрского реквизита домотканую продукцию. С помощью подобных выступлений фольклорных ансамблей можно показать красоту и самобытность домотканых произведений. Фольклорные выступления привлекают общественность и способствуют сохранности этих редких образцов национальной культуры.

Copyright © 2014 - 2024 Казачий ансамбль «Русская Воля»